Как формируется отношение к излечению

Недавно с сыном переболели простудой... Все, наверное, никак к погоде новой привыкнуть не можем. То было тепло-тепло, купались, а тут резко холод удручающий, да еще и ветер ледянящий. Одним словом бр-р-р.

Поболели в этот раз недолго и как-то душевно, повалялись, отдохнули. Ну и пока валялись и отдыхали, мою голову посетили такие мысли. Мы ведь ребенку с самого раннего возраста прививаем и внушаем мысль, что его здоровье, а вернее выздоровление от него не очень-то и зависит. Учим его надеяться на кого-то и на что-то. "Сейчас выпьешь лекарство и все пройдет, сейчас дядя доктор тебя вылечит" и так далее. Делаем мы это, конечно же, из лучших побуждений. Чтобы дать ребенку надежду, успокоить его, переключить внимание, а также чтобы сработало самовнушение (ребенок будет уверен, что кто-то или что-то ему поможет и, вероятно, так и будет). Но мне кажется, что это неправильно. Ведь это впитывается буквально с самого младенчества - упование на кого-то или на что-то еще. Перекладывание ответственности с себя на другого человека (мое состояние и здоровье - это дело рук мамы/врача).

На мой взгляд, надо как-то смещать акценты. Общаться с ребенком так, чтобы он понимал - многое зависит от него самого, его здоровье - это ЕГО дело. А мы тут так... сочувствующие, которые могут чем-то помочь на данном этапе его развития, поддержать и пожалеть. Что врач - это человек, который обладает знаниями о лекарственных препаратах и о разнообразных болезнях, который может посоветовать, как можно облегчить его состояние. Но никак не господь Бог, великий и всемогущий, и не добрый доктор Айболит, который в секунду вылечит любую болезнь своими чудодейственными препаратами. Хорошо бы, чтобы первой реакцией человека на болезнь было прислушивание к себе. Почему я заболел, что я чувствую, справлюсь ли я сам, чего я хочу (холода, тепла, полежать, попить теплого и так далее), а уже после этого - желание и поиск помощи извне (лекарства и доктора).

Во взрослом возрасте очень трудно перестраивать свое мышление и брать на себя ответственность за себя самого. Это происходит именно потому, что с самого детства с нас эту ответственность снимают. Ребенок сам по себе обладает очень сильными возможностями к самоисцелению и к самовосстановлению. Надо только ему эти возможности предоставлять, а не сразу показывать ему, что необходимо срочно прибегать к помощи извне. Что без этого он никак не поправится. Чаще всего ему просто нужна наша поддержка, мамины руки и объятья, покой и отдых.

Я стараюсь учить сына тому, чтобы он был наблюдательным, чтобы он прислушивался к своему организму и учился слышать его сигналы. Ведь одни и те же действия можно произвести с совершенно разным посылом. Возьмем к примеру одевание теплой одежды. Можно эту одежду просто одеть, одеть со словами "При простуде надо теплее одеваться все пройдет, доктор сказал, что так нужно (ну что-то в таком духе)", а можно спросить у самого ребенка, как он себя ощущает, жарко ему или холодно, не хочется ли ему одеть теплую одежку. Спрашивать его, что у него болит и как болит, чего он хочет - полежать, попить, чтобы ему погладили животик и так далее. Что-то ему предлагать, но спрашивать, КАК это на него повлияло, стало ли ему легче, что изменилось в ощущениях. Одним словом, привлекать ребенка к процессу своего выздоравления. Начинать причем нужно как можно раньше)